Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 41220
1.  
i

Древ­ние сла­вя­не на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си по­кло­ня­лись де­ре­вья­ми осо­бен­но по­чи­та­ли:

1) ясень
2) сосну
3) вяз
4) дуб
2.  
i

Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

А  — вы­сыл­ка ки­ев­ским кня­зем Мсти­сла­вом по­лоц­ких кня­зей в Ви­зан­тию

Б  — кре­ще­ние Руси

В  — за­во­е­ва­ние Юрием Яро­сла­ви­чем не­за­ви­си­мо­сти Ту­ро­ва от Киева

Г  — кня­же­ние Все­сла­ва Бря­чи­сла­ви­ча в По­лоц­ке

1) ВАБГ
2) БВГА
3) АБВГ
4) БГАВ
3.  
i

Тер­ри­то­рия ста­ро­ства, в ко­то­ром в мае 1740 г. на­ча­лось вос­ста­ние под ру­ко­вод­ством В. Ва­щи­лы, обо­зна­че­на на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4.  
i

Опре­де­ли­те со­бы­тие, ко­то­рое про­изо­шло пер­вым из пе­ре­чис­лен­ных:

1) со­зда­ние Бе­ло­рус­ской кре­стьян­ско-ра­бо­чей гро­ма­ды
2) на­ча­ло де­я­тель­но­сти То­ва­ри­ще­ства бе­ло­рус­ской школы в За­пад­ной Бе­ла­ру­си
3) под­пи­са­ние с Гер­ма­ни­ей До­го­во­ра о не­на­па­де­нии (пакта Мо­ло­то­ва — Риббен­тро­па)
4) вто­рое укруп­не­ние тер­ри­то­рии БССР
5.  
i

Со­ци­аль­ные ка­те­го­рии «по­хо­жие» и «не­по­хо­жие» в ВКЛ в XV  — пер­вой по­ло­ви­не XVI в. от­но­си­лись к:

1) ме­ща­нам
2) шлях­те
3) куп­цам
4) кре­стья­нам
6.  
i

Со­зда­ние бе­ло­рус­ской го­су­дар­ствен­но­сти на со­вет­ской ос­но­ве было уско­ре­но:

1) об­ра­зо­ва­ни­ем Союза Со­вет­ских Со­ци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик
2) по­бе­дой Но­ябрь­ской ре­во­лю­ции в Гер­ма­нии
3) про­воз­гла­ше­ни­ем Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
4) под­держ­кой идеи об­ра­зо­ва­ния бе­ло­рус­ской го­су­дар­ствен­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля­ми Об­лис­ком­за­па
7.  
i

Опре­де­ли­те кня­же­ство, в ко­то­ром в 1005 г. была ос­но­ва­на епар­хия:

1) Ту­ров­ское
2) Друц­кое
3) Го­ро­ден­ское
4) Мсти­слав­ское
8.  
i

Опре­де­ли­те ве­ду­щую от­расль про­мыш­лен­но­сти Бе­ла­ру­си в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.:

1) су­кон­ная
2) ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ва­ю­щая
3) хи­ми­че­ская
4) хлоп­ча­то­бу­маж­ная
9.  
i

В об­ще­стве ВКЛ в XVI—XVIII вв. «бо­бы­ля­ми», «кут­ни­ка­ми», «ха­луп­ни­ка­ми» на­зы­ва­ли:

1) мел­ких тор­гов­цев
2) сель­скую ад­ми­ни­стра­цию
3) без­зе­мель­ных кре­стьян
4) чле­нов цехов
10.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, ко­то­рые про­изо­шли в XVI—XVIII вв. в ВКЛ:

 

А  — при­ня­тие Кон­сти­ту­ции 3 мая в Речи Поспо­ли­той

Б  — за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской (Брест­ской) цер­ков­ной унии

В  — ин­тер­вен­ция Речи Поспо­ли­той в Рос­сию

Г  — кре­стьян­ское вос­ста­ние в Кри­чев­ском ста­ро­стве

1) БВГА
2) ВАБГ
3) БГВА
4) ГАВБ
11.  
i

Опре­де­ли­те про­из­ве­де­ние, ав­то­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся дра­ма­тург А. Ма­ка­е­нок:

1) «Таб­лет­ку под язык»
2) «Тре­вож­ное сча­стье»
3) «Жу­рав­ли­ный крик»
4) «Люди на болoте»
12.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) по усло­ви­ям Крев­ской унии Ягай­ло дол­жен был при­со­еди­нить Поль­шу к ВКЛ
2) в со­от­вет­ствии с Крев­ским со­гла­ше­ни­ем 1385 г. Ягай­ло дол­жен был ока­то­ли­чить балт­ские земли ВКЛ
3) после до­го­во­рен­но­сти в Крево 1385 г. казна В КЛ была пе­ре­ве­зе­на в Вар­ша­ву
4) со­глас­но Крев­ской унии по­ля­ки по­лу­чи­ли право при­об­ре­тать земли в ВКЛ
13.  
i

Часть об­ще­ствен­но­го про­дук­та, ко­то­рая оста­ет­ся после вы­че­та рас­хо­дов, за­тра­чен­ных на его про­из­вод­ство, весь объем «чи­стой» про­дук­ции стра­ны  — это:

1) го­су­дар­ствен­ный бюд­жет
2) на­ци­о­наль­ный доход
3) ин­ве­сти­ция
4) про­из­во­ди­тель­ность труда
14.  
i

Опре­де­ли­те со­бы­тие, ко­то­рое про­изо­шло пер­вым из пе­ре­чис­лен­ных:

1) вве­де­ние со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан
2) осуж­де­ние куль­та лич­но­сти И. Ста­ли­на на XX съез­де КПСС
3) при­ня­тие в СССР про­грам­мы по­стро­е­ния ком­му­низ­ма
4) ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС
15.  
i

Вре­мен­ное ра­бо­че-кре­стьян­ское пра­ви­тель­ство Бе­ла­ру­си I ян­ва­ря 1919 г. про­воз­гла­си­ло о (об):

1) со­зда­нии Со­ци­а­ли­сти­че­ской Со­вет­ской Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­ру­си (ССРБ);
2) уста­нов­ле­нии гер­ман­ской ок­ку­па­ции;
3) ан­ну­ли­ро­ва­нии Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра;
4) со­зда­нии Став­ки Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го;
5) уста­нов­ле­нии поль­ской ок­ку­па­ции.
16.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь от­ка­за­лась от со­труд­ни­че­ства со стра­на­ми СНГ;
2) Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь про­воз­гла­ше­на безъ­ядер­ной зоной;
3) Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь от­ка­за­лась от уча­стия в меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ци­ях;
4) внеш­не­по­ли­ти­че­ской за­да­чей Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь яв­ля­ет­ся вступ­ле­ние в НАТО;
5) вой­ска Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь участ­ву­ют в во­ору­жен­ных меж­ду­на­род­ных кон­флик­тах.
17.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си в на­ча­ле ХХ в.

 

1)  Пе­ре­вод кре­стьян в ка­те­го­рию вре­мен­но­обя­зан­ных

2)  со­зда­ние кре­стьян­ских общин (гро­мад) с вы­бор­ным управ­ле­ни­ем

3)  со­хра­не­ние круп­но­го по­ме­щи­чье­го зем­ле­вла­де­ния

4)  вве­де­ние ху­тор­ской си­сте­мы хо­зяй­ство­ва­ния

5)  за­креп­ле­ние на­дель­ной земли в лич­ную соб­ствен­ность кре­стьян

6)  за­пре­ще­ние сдачи ка­зен­ных име­ний в арен­ду

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 235.

18.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия бе­ло­рус­ской куль­ту­ры во вто­рой по­ло­ви­не XIV—XV в.

 

1)  ис­поль­зо­ва­ние для укра­ше­ния хра­мов фрес­ко­вой жи­во­пи­си

2)  ослаб­ле­ние вли­я­ния церк­ви на куль­ту­ру

3)  по­яв­ле­ние в ар­хи­тек­ту­ре стиля ба­рок­ко

4)  по­яв­ле­ние в ис­кус­стве скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний

5)  при­да­ние ста­ро­бе­ло­рус­ско­му языку ста­ту­са офи­ци­аль­но­го языка го­су­дар­ства

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.

19.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между изоб­ра­же­ни­я­ми ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков бе­ло­рус­ских зе­мель XV—XVIII вв. (со­вре­мен­ный вид) и их на­зва­ни­я­ми.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2Б1B3.

20.  
i

Опре­де­ли­те три ис­то­ри­че­ских со­бы­тия, ко­то­рые про­изо­шли в пер­вой по­ло­ви­не XVII в.:

 

1)  кня­же­ние в ВКЛ Си­гиз­мун­да II Ав­гу­ста;

2)  пер­вый раз­дел Речи Поспо­ли­той;

3)  на­ча­ло ка­зац­ко-кре­стьян­ской войны;

4)  ин­тер­вен­ция Речи Поспо­ли­той в Рос­сию;

5)  при­ня­тие II Ста­ту­та ВКЛ;

6)  за­клю­че­ние По­ля­нов­ско­го мира.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 235.

21.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский ис­сле­до­ва­тель, за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем во­сточ­но­сла­вян­ской и бе­ло­рус­ской ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии, фольк­ло­ри­сти­ки. Ос­но­вал в род­ном го­ро­де пер­вый в Бе­ла­ру­си ис­то­ри­че­ский музей.

22.  
i

Устой­чи­вое объ­еди­не­ние не­сколь­ких родов, свя­зан­ных общ­но­стью про­ис­хож­де­ния, на­зы­ва­ет­ся ...

23.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

A)  при­ну­ди­тель­ное от­чуж­де­ние соб­ствен­но­сти в поль­зу дру­го­го лица или го­су­дар­ства во время войны и чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тельств

Б)  под­чи­не­ние эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской и об­ще­ствен­ной жизни во­ен­ным целям

B)  мас­со­вый набор муж­ско­го на­се­ле­ния в армию во время войны

Г)  за­хват вой­ска­ми од­но­го го­су­дар­ства тер­ри­то­рии (или части тер­ри­то­рии) дру­го­го го­су­дар­ства с уста­нов­ле­ни­ем соб­ствен­ных ад­ми­ни­стра­ции и за­ко­нов

ТЕР­МИН, ПО­НЯ­ТИЕ

1)  мо­би­ли­за­ция

2)  ми­ли­та­ри­за­ция

3)  рек­ви­зи­ция

4)  ок­ку­па­ция

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

24.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский ху­дож­ник пер­вой по­ло­ви­ны XIX в., ве­ду­щий ма­стер клас­си­че­ско­го на­тюр­мор­та и бы­то­вой жи­во­пи­си в об­ще­рос­сий­ском мас­шта­бе. Автор кар­тин «Порт­рет не­из­вест­ной с цве­та­ми и фрук­та­ми», «Порт­рет маль­чи­ка в со­ло­мен­ной шляпе» и др.

25.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ар­хи­тек­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми и скульп­тур­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми, по­свя­щен­ны­ми по­дви­гу бе­ло­рус­ско­го на­ро­да в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, пред­став­лен­ны­ми на ил­лю­стра­ци­ях, и го­ро­да­ми, в ко­то­рых они на­хо­дят­ся. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А1Б4В2.

 

А

Б

В

 

1)  Орша;                        2) Брест;                        3) Мо­ги­лев;                        4) Го­мель.

26.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СФЕРА ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

A)  поэт

Б)  скуль­птор

B)  ком­по­зи­тор

Г)  лет­чик-кос­мо­навт

ФА­МИ­ЛИЯ

1)  В. Ко­ва­ле­нок

2)  И. Лу­че­нок

3)  А. Ани­кей­чик

4)  М. Танк

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А2Б3В4Г1.

27.  
i

Узнай­те лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский пи­са­тель, В своем твор­че­стве об­ра­ща­ет­ся к со­бы­ти­ям Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, древ­ней ис­то­рии Бе­ла­ру­си. За ро­ма­ны «Меч князя Вячко» и «След обо­рот­ня» по­лу­чил Ли­те­ра­тур­ную пре­мию имени И. Ме­ле­жа (1987) и Го­су­дар­ствен­ную пре­мию имени К. Ка­ли­нов­ско­го (1990).

28.  
i

Опре­де­ли­те три пра­виль­ных утвер­жде­ния от­но­си­тель­но кон­фес­си­о­наль­но­го по­ло­же­ния на бе­ло­рус­ских зем­лях в со­ста­ве Рос­сий­ской им­пе­рии в конце XVIII  — на­ча­ле XIX в.:

1)  об­ще­ство яв­ля­лось по­ли­кон­фес­си­о­наль­ным;

2)  был под­пи­сан акт о при­со­еди­не­нии уни­а­тов к Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви;

3)  вво­ди­лась сво­бо­да ве­ро­ис­по­ве­да­ния;

4)  боль­шин­ство кре­стьян ис­по­ве­до­ва­ло уни­ат­ство;

5)  ка­то­ли­че­ство утра­чи­ва­ло ста­тус при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

29.  
i

Риж­ский мир­ный до­го­вор между РСФСР, Укра­и­ной и Поль­шей был за­клю­чен 18 марта___года.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 1600.

30.  
i

Опре­де­ли­те два пра­виль­ных утвер­жде­ния от­но­си­тель­но плана «Ост», ко­то­рым на тер­ри­то­рии БССР преду­смат­ри­ва­лось:

1)  вы­се­ле­ние 25% бе­ло­рус­ско­го на­се­ле­ния;

2)  вы­се­ле­ние и уни­что­же­ние 75% бе­ло­рус­ско­го на­се­ле­ния;

3)  оне­ме­чи­ва­ние и ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­стве ра­бо­чей силы 75% бе­ло­рус­ско­го на­се­ле­ния;

4)  оне­ме­чи­ва­ние и ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­стве ра­бо­чей силы 25% бе­ло­рус­ско­го на­се­ле­ния;

5)  вы­се­ле­ние цыган и ев­ре­ев.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

31.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБВГ.

A)  Утвер­жде­ние на­зва­ния го­су­дар­ства  — Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь;

Б)  при­ня­тие Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР;

B)  со­зда­ние СНГ;

Г)  ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС.

32.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  при­ня­тие I Ста­ту­та ВКЛ

Б)  пе­ре­нос сто­ли­цы ВКЛ в Виль­но

В)  за­клю­че­ние Ост­ров­ско­го со­гла­ше­ния между Ви­то­втом и Ягай­ло

Г)  на­ча­ло граж­дан­ской войны в ВКЛ между Свид­ри­гай­ло и Си­гиз­мун­дом Кей­с­ту­то­ви­чем и их сто­рон­ни­ка­ми

1)  1323 г.

2)  1392 г.

3)  1432 г.

4)  1529 г.

5)  1566 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

33.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из до­ку­мен­та и за­пи­ши­те на­зва­ние кре­стьян­ской по­вин­но­сти, о ко­то­рой со­об­ща­ет­ся в тек­сте.

 

«Кто б после за­ка­за не вышел на ра­бо­ту, то за такое не­по­слу­ша­ние дол­жен от­ра­бо­тать за пер­вый день два дня, не по­ки­дая тер­ри­то­рии пан­ско­го двора, аза вто­рой  — че­ты­ре дня, тоже на­хо­дясь при дворе. Если кто-либо не вышел на ра­бо­ту все три дня или на про­тя­же­нии шести не­дель раз в не­де­лю, то за эту не­де­лю в цепях дол­жен ра­бо­тать при дворе».

34.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь во вто­рой по­ло­ви­не 1990-х гг.  — на­ча­ле XXI в.:

1)  рез­кое па­де­ние уров­ня жизни людей;

2)  опре­де­ле­ние го­су­дар­ством пла­но­вых со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей;

3)  ре­а­ли­за­ция На­ци­о­наль­ной стра­те­гии устой­чи­во­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь;

4)  со­хра­не­ние и мо­дер­ни­за­ция круп­ных про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, дей­ство­вав­ших со вре­мен СССР;

5)  за­прет арен­ды и ин­ди­ви­ду­аль­ной тру­до­вой де­я­тель­но­сти.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

35.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В XI в. в По­лоц­кой земле уже была из­вест­на ки­рил­ли­че­ская пись­мен­ность. Об этом сви­де­тель­ству­ют , об­на­ру­жен­ные над­пи­си. На се­ве­ре Бе­ла­ру­си в русле реки А)__________най­де­ны боль­шие ва­лу­ны, на ко­то­рых в XII в. были вы­се­че­ны кре­сты и оди­на­ко­вая над­пись: «Гос­по­ди, по­мо­зи рабу сво­е­му Бо­ри­су». Гра­мот­ность была рас­про­стра­не­на и среди не­знат­но­го на­се­ле­ния, о чем сви­де­тель­ству­ют Б)__________ об­на­ру­жен­ные в В)__________и Мсти­слав­ле.

 

Слова:

1)  За­пад­ная Двина

2)  При­пять

3)  Мо­ги­лев

4)  Ви­тебск

5)  фрес­ки

6)  бе­ре­стя­ные гра­мо­ты

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

36.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова и даты из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя слова в нуж­ной форме.

 

Кре­ще­ние Ки­ев­ской Руси в А)___________году ока­за­ло зна­чи­тель­ное вли­я­ние на раз­ви­тие куль­ту­ры во­сточ­ных сла­вян. В XI в. в По­лоц­кой земле уже хо­ро­шо была из­вест­на Б)___________пись­мен­ность. Бе­ре­стя­ные гра­мо­ты, най­ден­ные в В)__________и Мсти­слав­ле, сви­де­тель­ству­ют о рас­про­стра­не­нии гра­мот­но­сти среди не­знат­но­го на­се­ле­ния.

 

Слова и даты:

1)  988

2)  992

3)  ки­рил­ли­че­ская

4)  ла­тин­ская

5)  Ви­тебск

6)  Мо­ги­лев

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

37.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

Ген­ри­хо­вы ар­ти­ку­лы А)___________власть ко­ро­ля в Речи Посно­ли­той. Право уча­стия в управ­ле­нии го­су­дар­ством имело целое со­сло­вие  — Б)___________, ко­то­рое осу­ществ­ля­ло свою власть через уча­стие в В)___________.

 

Слова:

1)  огра­ни­чи­вать

2)  рас­ши­рять

3)  общий (валь­ный) сейм

4)  ма­ги­страт

5)  шлях­та

6)  ме­ща­не

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

38.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х – на­ча­ле 1990-х гг.:

 

1)  про­ве­де­ние вы­бо­ров на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве;

2)  пол­ный отказ от ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ных ме­то­дов управ­ле­ния эко­но­ми­кой;

3)  за­рож­де­ние мно­го­пар­тий­но­сти;

4)  опе­ре­жа­ю­щие темпы про­из­вод­ства то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния;

5)  лик­ви­да­ция всех кол­хо­зов.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.